Многомесячное мирское ожесточение, перешедшее в воооруженное противостояние между антифашистами и нацистами на Украине, не могло не затронуть и церковную сферу. В конфликт была вовлечена и самая крупная и единственная каноническая конфессия — Украинская православная церковь Московского патриархата. Что же происходит с церковными иерархами на Украине?
Чисто формально переворот там произошел практически синхронно с государственным. Как только вооруженные путчисты в канун Дня защитника отечества захватили власть в Киеве — 24 февраля там же прошел и Синод УПЦ МП. На Синоде архиереи пришли к выводу, что болезнь не позволяет выполнять свои обязанности действующему предстоятелю, митрополиту Владимиру (Сабодану) и избрали временно исполняющего обязанности, или на церковном языке местоблюстителя.
Собственно, замысел организаторов этой интриги удался далеко не в полной мере. На момент упомянутого Синода ситуация с управлением в УПЦ была довольно странной и непонятной, фактически представляя собой "троевластие". Причем не по образцу классических "триумвиратов", а, скорее, в духе крыловских "Лебедя, рака и щуки". С одной стороны, ею формально управлял престарелый и больной митрополит Владимир, который не всегда мог даже председательствовать на синодальных заседаниях. И тогда главенство там переходило к старейшему по рукоположению в сан одесскому митрополиту Агафангелу (Саввину) — неофициальному лидеру пророссийского "крыла" в украинской церкви.
Одновременно Личный Секретарь (именно так, с большой буквы) и любимец Владыки Владимира митрополит Александр (Драбинко) тоже пытался влиять на организационные решения — от имени (или якобы от имени) почти постоянно лежащего в больнице главы УПЦ. Этот "молодой да ранний" (37 лет, рукоположен в епископа в 30-летнем возрасте) архиерей считается, наоборот, лидером автокефального крыла в Церкви, выступающего за независимость, как минимум, от Москвы.
Читайте также: Киев: россияне спят и видят себя украинцами
И, наконец, текущие (и не только текущие) вопросы решались митрополитом Антонием (Паканичем) — Управляющим делами УПЦ, своего рода, церковным премьер-министром. Позиция этого архиерея до конца была не ясна. С одной стороны, он сам в начале "двухтысячных" попросил перевести его из Москвы на Украину. С другой — сохранил хорошие связи с Патриархией, и неоднократно упрекался автокефалами почти что в пророссийской позиции.
Но видно, как гласит известная поговорка, "Точка зрения определяется местом сидения". А также тем — где и в каких условиях это место расположено. Так и 24 февраля, согласно сообщениям известного церковного активиста, главы московской "Ассоциации православных экспертов" Кирилла Фролова: "На Синод УПЦ ворвался Драбинко в сопровождении Порошенко и Деркача (еще один политик рангом помельче) с требованиями утверждения местоблюстителем УПЦ митрополита Антония (Паканича), созыва Собора о статусе УПЦ, присяги хунте и т. д.".
То есть, можно предположить, что будущий президент Порошенко, с помощью ориентирующихся на него архиереев, решил закончить с вышеописанным троевластием и поставить украинскую каноническую церковь под полный контроль прозападных путчистов.
Можно заметить, что в чистом виде данный сценарий не прошел. Епископы и митрополиты тайным голосованием решили отдать пост местоблюстителя главе Церковного суда митрополиту Онуфрию. Митрополит с одной стороны выступал еще в начале 90-х против автокефалии УПЦ — но, с другой, является уроженцем Черновицкой области и правящим архиереем местной епархии. А это ведь тоже Галичина — с соответствующими последствиями.
Вообще, нынешняя ситуация с украинской церковью заметно отличается от таковой в начале 90-х годов. Тогда детище митрополита-раскольника Филарета и первого президента незалежной Кравчука, так называемый "Киевский патриархат" пытались сделать доминирующей церковной организацией на Украине. А храмы, имущество "москальской" (то есть, канонической УПЦ МП) церкви отбирали с помощью судов, а, чаще, откровенного разбоя бандерствующих молодчиков. Любопытный факт — назначенный губернатором Ровенщины при Ющенко один из лидеров погромщиков, Василий Червоний, был убит молнией, в чем многие верующие увидели явный знак свыше.
Читайте также: Украинская хунта - пародия на Третий рейх
В настоящее же время существованию самой "московской церкви" на Украине формально ничего не угрожает. Кроме того, что из нее хотят убрать всех москалей — или, на худой конец, заставить их действовать под дудку бандеровцев. Процесс уже идет полным ходом. Из Одессы вынужден был уехать в Крым Владыка Агафангел, еще раньше, под угрозой гибели, тоже пришлось сделать его секретарю, о. Андрею Новикову. Поскольку после трагедии 2 мая, когда в Доме Профсоюзов было заживо сожжено несколько десятков противников хунты — нацисты стали планировать физическое уничтожение духовных лидеров Сопротивления.
Из-за угроз националистов Киев пришлось покинуть авторитетному пастырю, ведущему популярных православных телепрограмм, протоиерею Андрею Ткачеву — ему дали приход в Москве. Киевские церковные власти запрещают в служении батюшек из Донбасса, духовно окормляющих ополчение — зато закрывают глаза на вопиющие беззакония силовиков хунты. Даже когда они касаются исключительно верующих — как это было, когда укро-боевики в донецком аэропорту убили участников крестного хода, пытавшихся примирить враждующих.
Ну, а на пресс-конференции 28 мая руководитель пресс-службы УПЦ МП и правая рука митрополита Александра (Драбинко) прот. Георгий Коваленко прямо заявил, что "его церковь поддерживает действия власти в восточных районах страны". В том числе и так называемую антитеррористическую, а на самом деле — карательную операцию с переходом в откровенный геноцид.
Разумеется, мнение ориентирующихся на официальный Киев архиереев отнюдь не означает, что его поддерживает все украинское православное духовенство и верующие. Те, для которых связь с материнской Русской церковью не пустой звук, думают иначе. Просто выражать такие мысли вслух на оккупированных хунтой территориях становится опасно, поэтому их и держат при себе.
Читайте также: Экономить на Украине начнут с учителей
Однако новоизбранный (точнее, новоназначенный Госдепом США) президент Порошенко — прихожанин тоже УПЦ МП, причем, он это постоянно подчеркивает. Так, принадлежащий ему ультра-промайданный "5 канал" на церковные праздники постоянно транслирует богослужения из храмов канонической церкви. В этом смысле патриарху Филарету вряд-ли светит вожделенная монополия в ближайшей перспективе. Разве что "шоколадного короля" спихнет Юлия Тимошенко, опирающаяся как раз на раскольнический патриархат расстриги Денисенка.
Но, разумеется, новоявленный "гетман незалежной" не меньше патриарха Филарета и других русофобов мечтает убрать из названия украинской канонической церкви приставку "МП". Полная автокефалия — давняя мечта укро-националистов, но пока она успешно "накрывалась медным тазом" при каждой попытке ее добиться.
Причем, дело даже не только в жесткой позиции Москвы и значительной части украинских верующих, но и в отношении к этой идее Константинопольского патриархата. Который отнюдь не горит желанием превратиться в некую благотворительную контору по раздаче автокефального статуса отдельным церквам. Принять под свой омофор — да. Но чтобы в самостоятельное плавание отпускать — дураков нет.
Так, в 2008 году патриарх Варфоломей предложил желающим уйти из-под омофора РПЦ украинским православным статус митрополии с подчинением Константинополю. Находившийся в фаворе у Ющенко Филарет от этого предложения отказался: ему не хотелось снимать с себя, пусть и самочинно одетый, но все же патриарший куколь, да еще и отказываться от громкого (хоть и пустого) титула "Патриарх Всея Руси-Украины".
Но как знать, быть может в 2014 году и антироссийское крыло в УПЦ МП окажется покладистее, согласившись на статус константинопольской митрополии? Или Владыка Варфоломей под прессингом Вашингтона (лишь по милости которого его до сих пор не выгнали из Стамбула турки) может, скрепя сердце, согласиться на выдачу "ярлыка на автокефалию".
Читайте также: Топ любимых фильмов жителей Украины
Впрочем, даже в этом случае, говорить о единой поместной украинской церкви не придется. Юго-Восток не даром борется против прозападных путчистов — духовно он все равно связан с Россией и ее Православием. А потому, независимо от решения киевских церковных верхов, местные верующие останутся в ограде РПЦ, как бы не назывался их будущий статус. Как это случилось, например, в Эстонии, где Константинополь в начале 90-х спровоцировал церковный раскол, образовав новую юрисдикцию в своем подчинении. Однако часть эстонских православных приходов все равно осталась верной Русской православной церкви.
В целом же, думается, вопрос о каноническом подчинении православных верующих на тех или иных канонических территориях будет решаться в духе формулы Вестфальского мира, ознаменовавшего окончание кровопролитнейшей 30-летней войны в Германии начала XVII века: "Чья власть — того и церковь". Просто там шла речь об разрешенном вероисповедании, католическом или протестантском, среди христиан того или иного княжества — в зависимости от личной веры местного князя. А на Украине речь будет идти о конфессиональной принадлежности православных верующих прозападных и пророссийских регионов. Ведь надеяться на сохранение церковного единства в расколотой гражданской войной стране, увы, не приходится…
Юрий Носовский, Украина